Новости Наставников


Секреты успешного наставничества: опыт Вячеслава Московского

16.04.2025 Секреты успешного наставничества: опыт Вячеслава Московского

Мы поговорили с Вячеславом Московским — председателем регионального совета Московского отделения «Наставники России» о его опыте в роли наставника и о том, как важно поддерживать молодежь в их стремлениях.

1.    Вячеслав Вячеславович, расскажите о вашем пути: как вы решили стать председателем Московского отделения «Наставники России». Что вас вдохновило на этот шаг?

Все очень просто. Я постоянно занимался наставнической и просветительской деятельностью, и когда мне предложили возглавить Московское отделение «Наставники России», я, безусловно, согласился. Я понял, что это отличная возможность для меня внести свой вклад в развитие наставничества в регионе.

2.    Как ваш опыт работы в различных сферах, таких как психология и предпринимательство, помогает вам в роли наставника?

Психология помогает мне чувствовать людей, находить общий язык с ними, разговаривать с людьми на их языке, быстрее сходиться и подбирать язык под конкретного человека. Есть опыт, которым я могу делиться как успешный, так и неуспешный. Поэтому, конечно, это то, что может быть полезным в общении с молодежью. Особенно, если молодежь выбирает работать в корпорации или работать на себя в качестве предпринимателя. Делюсь с ребятами, девчонками, что предпринимательство – это в первую очередь мышление. Мышление неравнодушного человека. По-английски это звучит «hey, something, change something». Ну или по-русски «не нравится, что-то возьми да измени это». Важно не жаловаться на жизнь или на обстоятельства, а плавно менять, улучшать жизнь к лучшему.

Начать можно с простого: например, поднять бумажку, которую кто-то уронил или бросил перед собой. Такие простые поступки помогают сделать мир лучше, ярче и честнее.

3.    Как вы видите роль наставников в жизни молодежи сегодня?

На мой взгляд, важно понимать, что совместный рост с более опытным человеком делает процесс обучения быстрее, приятнее и безопаснее. Я смотрю на это через призму своего опыта. У меня всегда были учителя и наставники, которые подсказывали, поддерживали и иногда даже подталкивали меня к новым достижениям.

Я даже не представляю, как бы я развивался, если бы не было таких наставников и учителей в моей жизни. Это и мои родители, и тренера в спортивных секциях, и учителя в музыкальной школе, а позже — мои руководители в институте и аспирантуре. В настоящее время у меня также есть научный консультант в докторантуре, мудрость которого меня просто поражает.

Я понимаю, о чем говорю, так как сам переживаю опыт и роль наставника, наставляемого, ученика и учителя. Эти роли присутствуют в моей жизни, и мне просто важно делиться этим опытом.

4.    Какими главными качествами должен обладать хороший наставник?

В первую очередь, это доброта и любовь к людям. Большое значение имеет искреннее желание заботиться о тех, с кем ты взаимодействуешь. Это основа наставничества, поскольку, если ты относишься к людям без любви и доброты, любые наставления не приведут ни к чему хорошему.

Что излучаешь, то и получаешь: если ты излучаешь любовь и доброту, то и получаешь на выходе доброту и любовь. Кроме того, хороший наставник должен находиться на постоянном пути к профессионализму и мастерству, то есть не останавливаться на достигнутых результатах. Важно регулярно обновлять свои знания и развивать ментальные способности.

Поэтому, это большая задача наставника самому постоянно самосовершенствоваться и стремиться быть, оставаться профессионалом и стремиться к мастерству.

5.    Как вы оцениваете текущую систему патриотического воспитания в России? Какие изменения необходимо внести?

Я оцениваю текущую систему патриотического воспитания в России как весьма разрозненную. Дело в том, что в Советском Союзе была неплохо выстроенная система патриотического воспитания. Однако, помимо самой системы и методологии, необходима идеология. Мы четко должны понимать, что идеалы — это то, что помогает людям видеть ориентиры и стремиться к ним. Если нет идеологии, то на что мы опираемся, к чему стремимся?

Здесь нам нужно, помимо системы патриотического воспитания, говорить о том, каким гражданином Российской Федерации должен стать человек через 50, 100 лет. Какими качествами он должен обладать? Какими знаниями? Если мы будем настаивать только на практических навыках, то далеко не уйдем. В современных условиях, когда технологии шагают вперед, побеждает в первую очередь интеллект и человечность.

Поэтому нам нужно делать акцент на диалоге, а не только на системе. Система патриотического воспитания должна существовать на фоне чего-то более глубокого.

Кроме того, у меня есть ряд рациональных предложений. Я настаивал и продолжаю настаивать на необходимости возвращения логики в школьную программу. Отсутствие логики как науки в обучении и довузовском образовании мешает формированию критического мышления. Люди, не умеющие решать простые логические задачи и размышлять критически, становятся беззащитными перед потоком информации.

Итак, логика — это принципиально важный элемент. Но это не все. Нужно также понимать, что любая система патриотического воспитания должна отвечать на вопросы: «Зачем?», «Какими мы хотим увидеть общество наших детей и внуков через 50-100 лет?». Без этого ничего не получится.

6.    Какую роль в патриотическом воспитании играет личный пример наставника?

Личный пример наставника играет колоссальную роль в патриотическом воспитании. В первую очередь нужно отметить, что патриотическое воспитание начинается в семье. Именно оттуда все и начинается. Патриотическое воспитание начинается с детства, с атмосферы в семье. Отношение отца к матери, матери к отцу — вот где корень патриотического воспитания.

Важно также отношение к себе. Занимается ли человек спортом и физической культурой? Уделяет ли он время чтению книг и самообразованию? Транслирует ли родитель эти ценности своему ребенку? Все это и формирует основу патриотического воспитания.

Любовь к себе, любовь к семье, любовь к своим родным — бабушке, дедушке. Корень патриотического воспитания тоже находится здесь. Это любовь к своему дому, своему двору, своему городу и своей стране. Все начинается именно с этого.

Конечно, личный пример наставника имеет огромное значение. Я многократно говорил и продолжаю повторять: «Что излучаешь, то и получаешь».

7.    Какие ценности и принципы вы считаете основными в своей жизни и работе?

В первую очередь, я считаю, что важными ценностями являются честность, доброта и любовь. Любовь к тому, что ты делаешь, к своему окружению, к самому себе, к Родине и к семье — это основополагающие принципы.

В работе огромную роль играет постоянное самосовершенствование. Важно учиться у лучших, не останавливаться на достигнутом и никогда не думать, что уже достиг всего. Как только начинаешь думать в этом ключе, сразу скатываешься вниз, подобно ледяной, скользкой горке. Поэтому следует стремиться только вверх!

Постоянно учитесь, переучивайтесь, не бойтесь начинать с нуля. Учитесь у тех, кто действительно добился успеха, и слушайте их опыт — тех, кто делает, а не просто говорит.

Сегодня мир меняется очень быстро, и умение переучиваться становится критически важным. Одной профессии или специальности недостаточно. Поэтому специалисту нужно стремиться сначала стать профессионалом, затем мастером, а затем — мастером-волшебником в своем деле. Это серьезная работа!

8.    Что вдохновляет вас и дает силы на новые достижения?

Вдохновляет вера в людей, вера в команду, в коллектив. Совместная работа всегда меня очень вдохновляет. Конечно, любовь. Я уже говорил об этом и повторю: любовь присутствует во всем — в отношении к делу, к самому себе, к подчиненным, к учителям, родителям, своему дому, своей стране.

Конечно, любовь мужчины к женщине, родительская любовь к детям, любовь сына к своим родителям, все это тоже очень сильно вдохновляет.

Важно понимать, что вдохновение не приходит само по себе — его нужно искать и создавать. Необходимо приложить волевые усилия, чтобы вдохновляться. Ведь всем нам бывает трудно, но важно стремиться к этому вдохновению. И проще всего делать это в команде, через любовь.

9.    Какие планы у Московского отделения «Наставники России» на ближайшее будущее? Есть ли новые инициативы или проекты, которые вы планируете реализовать?

У нас всегда большие планы, и они не ограничиваются только Москвой. Одной из идей, которую мы собираемся реализовать, является создание карты москвича-спортсмена-любителя. Более подробную информацию о ней я пока не раскрою, но у нас есть целый ряд других интересных проектов и инициатив.

На данный момент мы совместно с Президентской библиотекой открыли выставку в Москве под названием «Война и мир», в которой представлены работы художников Марии Русской и Ивана Крившенко. Эти и многие другие проекты помогают нам развивать наставничество и поддерживать молодежь.

10. Как вы представляете себе развитие наставничества в России через 5-10 лет?

Я думаю, что наставничество в России через 5-10 лет наберет дополнительные обороты. Понятие «наставник» станет более четким и широко распространенным не только в спортивных кружках и педагогической деятельности, но и в производственной сфере.

Надеюсь, что мы не только возродим, но и фактически заново воспитаем наставников — как молодых, так и более старших людей, готовых передавать свой опыт и знания. Важно масштабировать полученные результаты с помощью тех, кого они наставляют.

Огромная работа предстоит в ближайшие 10 лет. Однако я бы смотрел не только на ближайшее будущее, а задумался, что нас ждет через 50 лет в области наставничества. Здесь есть много мыслей. Огромную роль будут играть старейшины, мудрецы, представители интеллигенции — людей, которые понимают, как передать свои знания и умения. Это одна из задач, которую нам предстоит решить.

11. Что бы вы посоветовали молодым людям, которые хотят стать наставниками? Какие шаги они должны предпринять для этого?

Я бы сказал так: я бы не ставил во главу угла цель стать наставником. Сосредоточьтесь на том, чтобы стать профессионалом и мастером своего дела. Когда вы достигнете уровня мастерства или хотя бы профессионализма, наставничество само собой войдет в вашу жизнь.

Не нужно будет прилагать титанические усилия, чтобы стать наставником. Важно, прежде всего, иметь базу, платформу того, чем вы будете делиться с теми, кого собираетесь наставлять. Это основа, на которой строится процесс наставничества. Так что сосредоточьтесь на своем профессиональном развитии, и наставничество станет естественной частью вашей жизни.

12. Какие книги или авторы оказали наибольшее влияние на вас в профессиональной сфере?

У меня есть множество книг, оказавших значительное влияние, и это всегда очень трепетный вопрос для меня. Как говорил Наполеон Бонапарт: «Вы можете прочитать все те книги, которые прочитал я, но вы никогда не станете мной». Важно понимать, что значение имеет не только сама книга и автор, но и контекст, который проживает чтец в момент чтения. Многое зависит от комментариев и размышлений более старших наставников и учителей.

Тем не менее, если говорить о конкретных книгах, я бы выделил:

1. Владимир Леви с его книгами «Искусство быть собой» и «Искусство быть другим».

2. Михаил Литвак — я считаю его недооцененным современником. Его книги, такие как «Принцип сперматозоида», «Командовать и подчиняться», «Психологическое айкидо» и «Как стать профессиональным психологом», заслуживают внимания.

3. Также я не могу не упомянуть Стивена Кови. Мне повезло познакомиться с ним лично, задать вопросы. Его книги, включая «Семь навыков высокоэффективных людей» и «Семь навыков высокоэффективных семей», сыграли большую роль в моем профессиональном росте.

Кроме того, книги научной фантастики Ивана Ефремова, такие как «Час быка», «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы» и «Таис Афинская», также оставили глубокий след в моем мировосприятии.

На каком-то этапе я также увлекался творчеством Стивена Кинга, прочитав все его произведения в 2000-х годах. Позже я узнал, что увлечение научной фантастикой развивает мистическое мышление, которое является основой научного. Это, возможно, объясняет, почему я так органично себя чувствую в научной сфере.

В общем, у меня богатая библиотека, и я ее всю прочитал — иногда даже удивляюсь, когда успел это сделать.

13. Какую роль, по вашему мнению, играют современные технологии в образовании и наставничестве?

Современные технологии играют очень важную роль в образовании, воспитании и наставничестве. Мы должны стремиться к тому, чтобы осваивать новые технологии, знакомиться с ними и делать так, чтобы они становились эффективными инструментами в нашей работе.

Здесь большая ответственность ложится именно на наставника. Важно не только уметь использовать современные педагогические технологии, но и адаптировать их в своей практике. Наставники должны обучаться многогранному использованию возможностей, которые предоставляет современный мир, включая искусственный интеллект и другие новые разработки.

Постоянное самообразование и освоение новых направлений позволит наставникам расширять свои инструменты и методы работы. Это критически важно для успешного обучения и воспитания молодежи.

14. Какой совет молодым наставникам Вы бы хотели дать?

Я дам простой, но очень важный совет: вне зависимости от того, что вы делаете в своей деятельности, делайте это качественно. Помните, что ваш самый главный судья и оценщик — это вы сами и ваша совесть.

Не имеет значения, работаете вы в найме или являетесь предпринимателем — вы несете полную ответственность за все свои действия и за то, чего вы не сделали. Внимательно относитесь ко всему, что вас окружает: в жизни нет мелочей.

Вы ответственны за все, с чем взаимодействуете. Наберитесь терпения и уделяйте внимание качеству в каждом аспекте своей работы и жизни. Это поможет вам стать настоящим наставником и примером для других.

Назад к новостям