Новости Наставников


Кто такой наставник и какую роль он играет? Мнение Дмитрия Бархатова

12.08.2024 Кто такой наставник и какую роль он играет? Мнение Дмитрия Бархатова

В эпоху быстро меняющегося мира, где молодежь сталкивается с бесчисленными вызовами и неопределенностью, роль наставников становится как никогда актуальной.
Всероссийское общественное движение «Наставники России», под руководством Дмитрия Бархатова, активно объединяет усилия патриотических и образовательных организаций, чтобы оказать поддержку подрастающему поколению.
Дмитрий Анатольевич — опытный лидер, который посвятил свою жизнь воспитанию и развитию молодежи. В нашем интервью он поделился своим видением будущего наставничества в России, ключевыми концепциями, которые лежат в основе их работы, и тем, как каждый из нас может внести вклад в развитие системы наставничества в РФ.

Дмитрий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания движения «Наставники России»?

Идея создания Всероссийского общественного движения «Наставники России» заключалась в объединении военно-патриотических и спортивных клубов, а также центров патриотического воспитания, работающих с детьми и молодежью по всей стране.

Перед нами стоял важный вопрос: кто мы для детей и молодежи, кроме ролей тренеров, инструкторов и преподавателей? Мы — это те, кто чаще всего сопровождает своих подопечных на жизненном пути, помогая им решать насущные вопросы через советы, действия, личный опыт и собственный пример.

Мы — Наставники!

Что для вас означает наставничество?

Наставничество для меня — это искреннее желание помочь подопечному найти свой путь и принять своевременные решения, которые помогут ему справиться с задачами и избежать ошибок. При этом необходимо делать это бескорыстно, с чистой совестью и не жалея своего времени.

Какова основная миссия вашего движения и какую ценность оно приносит обществу?

Миссией нашего Движения является развитие наставничества как традиционной формы воспитания и обучения и одной из ключевых составляющих идеологии для подрастающего поколения в нашей стране.

Мы уверены, что качественное наставничество способствует воспитанию ответственных и целеустремленных граждан, которые смогут внести значимый вклад в будущее общества.

Какие навыки и компетенции считаются наиболее важными для успешного наставничества?

Профессиональные навыки и компетенции в области наставничества играют ключевую роль, позволяя наставнику эффективно передавать знания и умения. Однако не менее важны и личные качества наставника: человечность, доброта и умение сопереживать.

Эти качества помогают устанавливать доверительные отношения и мотивируют молодежь на развитие. Важно также владеть навыками активного слушания и предоставления конструктивной обратной связи, что способствует пониманию потребностей и целей подопечного.

В этом году мы наблюдаем значительный рост интереса к практике наставничества, особенно после провозглашения 2023 года Годом педагога и наставника. Как вы объясните такую популярность этой темы?

Рост интереса к наставничеству очевиден: люди начинают понимать, что без надежного и квалифицированного наставника сложно достигать значительных успехов в карьере, а также решать жизненные и семейные трудности.

Однако важно, чтобы наставничество не стало просто модным трендом. Нам нужно стремиться к тому, чтобы оно действительно приносило пользу и становилось эффективным инструментом в отношениях между наставником и его подопечным.

Какие ключевые критерии могут помочь отличить настоящих наставников от популистских пиар-инициатив, использующих эту актуальность для собственной выгоды?

Этот вопрос достаточно сложный, его решение зависит от общественного контроля и координации действий самих наставников, включая инициативы на государственном уровне. Мы надеемся, что движение «Наставники России» сможет сыграть важную роль в этом процессе.

Как вы взаимодействуете с государственными и образовательными учреждениями для продвижения идеи наставничества? Какие достигнуты результаты?

На сегодняшний день наши эксперты входят в состав различных комиссий и советов, связанных с развитием наставничества в Российской Федерации.

В их числе: Координационный совет по наставничеству при Министерстве просвещения РФ, рабочая группа по совершенствованию системы патриотического воспитания граждан РФ при Комитете Государственной Думы по молодежной политике, экспертный совет РДДМ «Движение Первых».

Кроме того, мы активно сотрудничаем с крупными российскими вузами и общественными организациями, занимающимися развитием наставничества на федеральном уровне.

С какими организациями и компаниями вы сотрудничаете? Как эти партнерства помогают вам выполнять вашу работу?

Мы активно сотрудничаем с различными организациями, такими как: Всероссийский детский центр «Орленок», Российская Академия Образования, Ассоциация негосударственного образования, РАНХиГС и Студенческая спортивная лига самбо и другими.

Недавно в рамках Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение о сотрудничестве с Центром знаний «Машук». Во время ПМЭФ также обсудили дальнейшее сотрудничество с Российским обществом «Знание».

Вместе мы реализуем мероприятия, направленные на повышение квалификации наставников. Это семинары, тренинги и конференции, на которых участники обмениваются опытом и получают новые знания. Такое сотрудничество способствует развитию образовательных программ и улучшает качество наставничества.


Как личный опыт и убеждения влияют на вашу работу и подход к наставничеству? Есть ли в вашей жизни особые наставники, которые повлияли на ваш путь?

Мои жизненные принципы формируют четкую позицию как наставника, позволяя уверенно давать рекомендации своим подопечным.

Я благодарен тем, кто оказал на меня значительное влияние. Мои родители заложили в меня человеческие ценности. В спорте я встретил замечательных тренеров, которые научили дисциплине и стойкости. Во время службы и работы я встретил руководителей, которые помогли мне расти как профессионалу и принимать взвешенные решения. Мой духовный наставник дал мне жизненные ценности, которые помогают сохранять внутренний баланс. И, конечно, моя жена является источником любви и тепла, поддерживая меня в трудные моменты.

Весь этот опыт я с радостью передаю своим подопечным на их пути к личностному и профессиональному росту.

Как вы оцениваете будущее наставничества в России? Каковы основные направления его развития в условиях современных вызовов?

Будущее наставничества в России обладает огромным потенциалом. Оно может стать одним из ключевых элементов в воспитании подрастающего поколения и формировании гармоничной личности.

Современные реалии открывают перед наставничеством несколько направлений развития: повышение уровня знаний и качества самих наставников, изучение лучших практик воспитательной работы и разработка образовательных программ для наставников.

Важно объединить усилия всех заинтересованных общественных и государственных организаций, чтобы достичь поставленных целей. Только совместными усилиями мы сможем создать условия для формирования будущего нашего общества.

Какие у вас планы по развитию движения «Наставники России» в ближайшее время? Какие новые инициативы планируете реализовать?

В настоящее время активно ведется работа по разработке нормативно-правовых документов, которые будут регулировать вопросы наставничества и определять необходимые стандарты для организации работы наставников.

Перед нами стоит важная задача: не только развивать и координировать деятельность наставнического движения в регионах России, но и вывести его на качественно новый уровень. Мы планируем продолжить сотрудничество с ведущими экспертами и усилить взаимодействие в профильных комиссиях Государственной Думы, Совета Федерации и соответствующих министерствах.

С наступлением нового учебного года мы собираемся запустить новые образовательные программы для наставников. Наши программы направлены на развитие ключевых компетенций, необходимых в современной жизни, и на создание поддерживающей среды для роста и самореализации наставляемых.

Такая стратегическая инициатива позволит существенно улучшить систему наставничества в стране и создать более эффективные инструменты для поддержки подрастающего поколения. Мы убеждены, что именно совместными усилиями мы сможем достичь значительных результатов и создать мощную, устойчивую систему наставничества в России.

Наш девиз — «Держим курс на успех вместе!» — отражает нашу открытую позицию к сотрудничеству. Мы рады новым партнёрам и идеям, которые помогут нам достигнуть этой важной цели.

Подписывайтесь на социальные сети Дмитрия Бархатова, чтобы быть в курсе всех новостей Движения! 

Telegram: t.me/dmitriybarkhatov
ВКОНТАКТЕ: vk.com/barkhatovdmitriy


Назад к новостям